«В начале было Слово»(Ин. 1).
Пасха и Евангелие.


В Церкви все устроено самым наимудрейшим способом. И это неудивительно. Ведь Церковь созидает сам Дух Святой! И потому в этой гармонии Божественного гармонично выбранны и Евангельские фрагменты, предназначенные для чтения во время Богослужения. И одно из самых удивительных - это чтение в Святую Пасху, в разгар праздника Воскресения из мертвых Иисуса Христа. Казалось бы этому моменту более приличествует евангельское сказание о событиях той самой ночи, когда в мир вошла благая весть о том, что Христос Воскрес. Ведь даже и само слово «евангелие» означает «благая весть», т.е. это весть о Воскресшем Христе. Но если мы вспомним повествования евангелистов, то мы убедимся, что чудо воскресения из мертвых встречается там неоднократно. Так воскресает Лазарь «четверодневный», прозванный так за то, что четыре дня он провел в могиле(Ин. 11, 1- 46), воскресает дочь Иаира(Мк. 5, 21-43) и сын наинской вдовы(Лк. 7, 11-17). В Ветхом завете пророк Илия вокрешает сына Сарептской вдовы(3 Цар. 17, 17- 24). Но Воскресение Ииусуса Христа совершенно отлично от них. Он отлично хотя бы уже потому, что Оно изменяет мир, Оно восстанавливает поруганные в грехопадении отношения человека и Бога, Оно отверзает Небеса и дает возможность духовидцам, а такие люди среди подвижников благочестия есть, возможность видеть «ангелов Божиих восходящих и низходящих»(Ин. 1, 51) от земли на Небо. Конечно, важно и то, что все прежние воскресения сотворяла сила явно присутствующая в мире, будь то пророк или Сам Господь Иисус Христос. Воскресение Христово творится не чье-либо молитвой, это Воскресение проходит под действием самого Божества. Но самое важное отличие должна нам объяснить сама Церковь, и она это делает в евангельском чтении Пасхальной ночи! Принципиальная разница заключается в том, КТО ВОСКРЕС! О Личности, о Существе Воскресшего мы и узнаем в этом чтении. Это о Нем звучат слова, превышающие всякое человеческое понимание: «В начале было Слово...». Логос в понимании эллинистического мира, к которому от части принадлежала и древняя Палестина, это то, что создает смыслы предметов и явлений, то что делает из груды определенным образом сложенных камней дом, при этом наполняя его любовью жильцов; это то, что делает искры света в небе звездами, это то, что преобразует мешки мяса и костей в нас, в людей. И это становится созвучно евангельскому: «и без него ничего начало быть, то что начало быть...», однако в отличие от Логоса эллинов Христос - Истинный Бог ибо он не только наполняет вселенную смыслом, но и участвует в творении. В Церковно-славянском тексте в отличие от русского, используется два слова: «в начале» и «исконни», и это видится точнее, ибо мы даже психологически слово «исконный», нам видится непосредственно относящихся к тому времени, когда не было ни земли, ни неба, но Сын, «в недре Отчем» уже был. Наше сознание, мыслящее образами пространства и времени не в состоянии даже представить то Существо, которое явилось нам в облике Иисуса Христа. Оно нам приоткроет часть своей Божественной тайны в виде Фаворского света. А теперь мы лишь в умилении сердечном прикасаемся к великой радости воздвигающей мир из тимения погибели к Свету, Который светит и тьма не объяла Его. Вот Кто Воскрес! Вот почему наша Пасха - это праздников Праздник и Торжество из торжеств.


О Евангелии