Физика и богословие

1.Современное состояние диалога науки и религии.

Вопрос о сближении религии и науки, в частности физики, еще до недавнего времени привлекал незаслуженно малое внимание к себе, как богословов, так и ученых. В годы правления атеистического режима как то само собой разумелось, что наука и вера в Бога несовместимы, по меньшей мере, официальная наука послушно провозглашала эту точку зрения, а иные мнения право на жизнь не имели. Тем временем за пределами «железного занавеса» этот вопрос имел уже большую историю, а ряд пунктов, которые православному верующему еще только предстоит уяснять, на Западе являются общим местом. Сегодня я хотел бы осветить именно такие «места» и формирующиеся в православном богословии тенденции подхода к ним.

В физике одной первоочередных богословских проблем является космология. Современная космология - это прежде всего теория Большого Взрыва. Эта теория является на данный момент признанной достаточно широко. В двух словах о том, как возникла теория Большого Взрыва. В 1916 г. Альберт Эйнштейн опубликовал свою общую теорию относительности(ОТО). Российский математик Ал. Фридман в 1924 г. получил решения ОТО в виде разбегающейся материи. Эти решения были столь неожиданны, что сам Эйнштейн не сразу согласился с выводами Фридмана. Однако математика не врет. А тут в 1929 г было получено и экспериментальное подтверждение разбегания материи во Вселенной. Это сделал американский ученый Э. Хаббл, определив наличие так называемого красного смещения в спектрах галактик. Причем, чем дальше галактика, тем смещение оказывалось больше, что говорило о том, что дальние галактики разбегаются быстрее. Если материя разбегается, то значит раньше, она была в более плотном состоянии. Т.е. однажды мир возник из эдакого Большого Взрыва, и если масса его велика, то силы гравитации соберут его вновь, преодолев разбегание, а если нет, то разбегание будет бесконечным. В последствии были найдены и другие признаки Большого Взрыва. Это следы юного возраста Вселенной, т.н. реликтовое излучение. Оно было предсказано Г. Гамовым в 1948 г. и обнаружена Пензиасом и Вильсоном в середине 60-х годов прошлого столетия. Таким образом теория говорит, что Вселенная имеет начало. Есть несколько вариантов начальных условий, но наиболее распространенным является буквально библейское возникновение нашего мира из ничего(ср. 2 Макк. 7, 28), т.е. из точки, размер которой не превышает размера погрешности измерения длинны. Об этой погрешности позже. Естественно такое событие, как рождение мира и его научная интерпретация не могли пройти мимо участия богословов т.к. возникновение мира связанно с известным библейским изложением Шестоднева(Быт.1). Некоторые из богословов них даже приняли участие в научных исследованиях, напр. аббат Леметр, известный физик-теоретик. Католичество в целом поддержало идею Большого Взрыва. В рамках же протестантизма было распространено и противоположное, отрицательное отношение к этой проблеме. В Советское время теорию Большого Взрыва сперва объявили буржуазной лженаукой, и лишь со смертью Сталина русские физики смогли открыто выступать на эту тему. И лишь с наступлением новой политической ситуации стало возможным богословское рассмотрение проблемы.

А проблема то действительно есть. В книге Бытия сотворение мира разделено на определенные временные этапы - дни. В соответствии с этими днями Церковь издавна проводила исчисление времени, от Сотворения мира. На Руси исчислением от Рождества Христова стали широко пользоваться лишь со времена Петра 1. Так вот по древнему исчислению времен сейчас идет 7511 год. Уравнения же ОТО дают другие результаты. В зависимости от плотности материи во Вселенной, а ее установить достаточно сложно из-за наличия так называемой невидимой материи, ОТО дает возраст нашего мира от 10 до 20 млрд. лет! Что делать с этой нестыковкой? Ведь мы, верующие христиане нисколько не сомневаемся в том, что Богооткровенное Писание не содержит ошибок. В разрешении этого вопроса наметились три направления.

1. Первое из них связанно с протестантским по происхождению движение «креационизма» - от слова «креацио» - лат. «творить». В протестантизме есть два основных направления библейской экзегетики - «аллегорическое» и «буквальное». Креационисты носители последнего, т.е. буквального толкования Св. Писания. Если в Писании сказано «день» - значит это день в нашем понимании слова, т.е. 24 часа. А потому креационисты отвергают теорию Большого Взрыва, как несоответствующую библейским срокам бытия Вселенной. В Русской Православной Церкви креационистское направление представлено отцами Даниилом Сысоевым и Константином Буфеевым, они пользуются моральной и финансовой поддержкой протестантских креационистских организаций. Слабым на мой взгляд местом креационизма является принебрежительное отношение к науке, разъединяющий науку и религию по разным углам ринга дух. Дух противодействия и отрицания. Его можно проиллюстрировать словами: «Если мое религиозное убеждение противоречит фактам, - тем хуже для фактов!»
2. Второе направление, к которому относит себя и ваш покорный слуга, направление противоположное креацианизму. Это направление объявляет о мире и кооперации между наукой и богословием. Главным лозунгом такой кооперации могло бы быть: «И наука и религия устремлены к Истине. Ложь и самообман не интересует никого!» Т.е. имея своей целью Истину, наука и религия непременно должны обнаруживать консенсус между собой. Ведь и богословие обнаруживает две формы откровения Божия - естественную, т.е. в виде окружающего мира, познание которого являет нам мудрость Творца. И сверхъестественную, через пророков и апостолов. Итак указанное направление представлено прежде всего учеными-физиками, для которых теория Большого Взрыва - несомненный шаг науки в сторону согласования с Библией. Это доказательство творения мира Создателем, творения из ничего, что соответствует христианскому пониманию этого процесса. Сегодня вернуться к Лапласовскому представлению об однородной и изотропной вселенной было бы откатом в мрачные времена Просвещения, которые знаменовали собой начало общеевропейского кризиса религиозного христианского сознания. Революция в физике ХХ века повернула передовые научные умы лицом к Библии, а не наоборот. Скажу более, ведь значение теории Большого Взрыва не ограничивается признанием Первотолчка, произведенного Господом. Дело в том, что ОТО дает возможность с определенной степенью точности восстановить первые фазы жизни новорожденной Вселенной. В зависимости от плотности и температуры она проходит так называемую ангиляционную фазу, когда все вещество представлено электромагнитным излучением. Эта фаза соответствует Божественному глаголу «Да будет свет!». Далее наступает фаза рекомбинации и почти все вещество переходит в состояние частиц. «И сотворил Бог твердь...» Читаем мы в книге Бытия. Я не знаю, конечно, является ли целью науки обязятельно получить подтверждение каждому слову Библии, но верю, что в процессе познания науке представится возможность приблизится к истинному состоянию вещей.
3. Есть и третье, серединное направление. Оно связано с желанием сохранить безопасную дистанцию между научными и богословскими аспектами этой проблемы. Богу - богово, кесарю - кесарево! Дескать ученым - их формулы, а богословам - неопатристический подход толкования библейских текстов. И это не случайно, ибо знакомство с попытками физиков самим богословски оценить свои труды приводят очень часто к плачевным результатам, что ярко проявляется во многих докладах физической секции Рождественских чтений. Но вернемся к третьему направлению. На этом направлении интересны два аспекта. Если взять некоторые богословские работы посвященные космологии, то в них нет даже намека на физическую сторону проблемы. Проблемы космологии - это по большей части вопрос антропологии(человек и мир, цель их творения) и грядущего воплощения(творимый мир, как место будущего воплощения Бога). Это я говорю напр. о диссертации Петра Малкова «О Боге, человеке и вселенной». В ней вообще прослеживается различие между научным, гелиоцентрическим описанием солнечной системы, и геоцентрическим, богословским взглядом на мир. Дело в том, что для богослова центром приложения его внимания была и есть Земля, место пребывания человека, высочайшего творения Божия, а главное, как место воплощения Слова Божия, «Им же вся быша», а стало быть весь мир и его «научная» космология вторичны по сравнению с этим фактом. Есть и другой подход в рамках третьего богословского направления, он любопытен, как с точки зрения физика, так и богослова. Предлагается рассматривать библейское шестодневное повествование, как описание творения непорочного, райского мира. Тот мир творится за шесть дней, дни при этом могут как соответствовать, так и не соответствовать креационистским понятиям, так как и время тогда носило несколько другой характер. Тот мир не доступен нашим научным методам, так как эмпирически мы наблюдаем уже изменившийся в результате грехопадения мир. Эти изменения были катастрофическими, они затронули все уровни бытия, и потому мир нынешний не несет на себе следов утраченного райского существования. Об этих изменения говорится Адаму «Проклята земля за тебя»(Быт. 3, 18). Земля вместо благоухающих плодов произрастает теперь «тернии и волчцы». Следы этого изменения находятся и в космологических стихах книги Иова: «она(заря) охватила края земли и стряхнула с нее нечестивых, Чтобы земля изменилась, как глина под печатью, и стала, как разноцветная одежда»(Иов 38, 13-14). В рамках этого сокрушительного изменения мира происходит трансформация живых существ. Ведь в рае не было хищничества. Как же оно возникло? На этот вопрос есть ответ у Симеона Нового Богослова(слово 45). Твари после падения Адама оказались выше человека. Катастрофа, которую создал Адам, давала им право уничтожить виновного, однако Господь из милосердия к своему любимому детищу низводит животный мир вслед за Адамом, чтобы сохранить статус человека, как высочайшее существо тварного мира. С точки зрения сторонников подобного срединного пути все физические теории, включая и Большой Взрыв, относятся уже к падшему состоянию материи. Идея эта высказана в книге еп. Василия Родзянко, и плодотворно разрабатывается проф. прот. А. Салтыковым, она красива, но у меня, как физика, она вызывает одно серьезное возражение. Есть в физике такое понятие как сшивка. Т.е. когда вы имеете результаты в двух граничащих областях, то должны быть соблюдены какие-то условия перехода из одной области в другую. А там: в Раю - Адам, и мир животных и растений, а после грехопадения - Большой Взрыв, сингулярность и начало нового мира? Как уцелеет в нем созданное Богом изначальное неповрежденное бытие? К сожалению - вопрос открыт и ответа на него в рамках срединного пути не видно.

Необходимо отметить еще один немаловажный богословский аспект естественно-научной картины мира. В рамках теории Большого Взрыва, а точнее общей научной картины мира, возникает еще один научно-богословский теологумен, известный как Антропный Принцип. Согласно антропному принципу мир объектов не имеет смысла в отсутствии субъекта, а потому вселенная существует, в известной степени, исключительно для Человека. Мощнейшее подтверждение антропный получил в физике. Силы действующие в природе создают тонкое равновесие, малейшее нарушение которого привело бы к невозможности сколько-нибудь длительного существования этого мира. Так, например, при увеличении гравитационной постоянной всего лишь на 5% вселенная сжалась бы не успев сформировать галактики и звезды, а уменьшение этой постоянной на те же 5% привело бы к невозможности возникновения звезд из газовых облаков. И подобных констант несколько, напр. скорость света, постоянная тонкой структуры, масса протона, диэлектрическая постоянная. Т.е. сама физика утверждает что мир устроен таким образом, чтобы в нем смог появиться Человек. Антропный принцип является еще одним мощным доказательством того, что у истоков нашего мира стояла мудрая, целенаправленная Личность, т.е. Господь Бог.


Продолжение следует...

к другим статьям